История начиналась у ручья Гремучего.
Первоначально железно-дорожный узел и посёлок должны были строиться на Котлас – Узле. В связи со строительством Северо-Печорской магистрали нужна была крупная ремонтная база грузовых локомотивов и вагонов. Но геологоизыскательские работы показали, что более удачный грунт будет северо-восточнее в районе разъезда Асеевский. Поэтому строительство было перенесено. Заказчиком было Министерство Путей Сообщения (МПС), подрядчиком – Главное управление лагерей железнодорожного строительства.
Вначале были заложены станция, локомотивное, затем вагонное депо, дистанция сигнализации и связи, электростанция. Одновременно началось строительство посёлка, в котором поначалу жили руководящие работники. А штат строителей составляли заключённые, которые помещались в бараках в лесу (так называемая «третья колонна»).
Посёлок начинался с Парковой улицы – двух - и четырёх - квартирных домов. Кроме них – здание пожарной охраны (в народе – «пожарка»), клуб железнодорожников, здание Сольвычегодского отделения дороги, дистанция сигнализации и связи, школа № 81, магазин. На другой улице строились жилые дома. Строительное отделение, возглавляемое Иваном Ивановичем Поповым, располагалось в здании барачного типа на улице Энгельса. Напротив его был ДК строителей, так называемый дом офицеров.
К моменту образования посёлка жилищный фонд располагался между Парковой улицей и Гремучим ручьём. К 1949 году население стало приблизительно полторы тысячи человек (без заключённых).
Посёлок полностью содержался за счёт отделения дороги. Совет посёлка же лишь регистрировал браки, рождения и смерти. Влияния на развитие и планировку Вычегодского он не имел. Бюджет составлял 200 тыс. рублей в год (на старые деньги). Из 75% забирал город. Денег так мало, что Совет практически ничего не мог делать.
С 50-х годов в Вычегодском началось строительство кирпичных домов. В числе первых появилось здание, где располагались кафе «Лакомка» и магазин «Ветеран». Одновременно возводились школы № 91 и № 75.
В 1948 году появилась поликлиника, а в 1951 – больница. В 1954 году началось строительство Дома Культуры. Вначале взяли проект для сельской местности, а потом получили телеграмму Кагановича о разрешении строительства здания на 600 мест, как в Котласе. Но построили всё же по проекту для сельской местности.
При руководстве отделением Михаилом Акимовичем Солянкиным больше всего было введено жилья – каждый год по дому. В то же время появился Дом Спорта. Планировался и плавательный бассейн, но уехал Солянкин в Ярославль, и это осталось лишь в планах.
С течением времени разрастался не только железнодорожный узел. Появились новые производства: птицефабрика, завод КПД, совхоз «Котласский».
По мере роста численности населения росло и влияние поселкового совета. Увеличивался бюджет для расходов на содержание улиц. Строился и хорошел посёлок Вычегодский.
Летом 1942 года изыскательная партия выбрала площадку под строительство станции и посёлка в 15 километрах от станции Котлас к северо-востоку.
Вновь выбранное место имело значительные преимущества перед Колас-Узлом, это было сухое место, большей частью с песчаной почвой. Под жилой посёлок была выбрана площадка с молодым лесом, расположенная на высоком берегу старого русла реки Вычегды (Старица Вычегды). С высокого берега Старицы расстилался великолепный ландшафт среднерусской природы: обширные луга, перелески. Вдали виднелись главы церквей старинного города Сольвычегодска. Вновь выбранная станция была названа Сольвычегодск, по названию районного города на правом берегу Вычегды, находящемуся в 8 километрах от станции по прямому направлению.
Живут сейчас (на 2006 год) среди вычегодцев не более десятка человек, которые осваивали этот участок Печорской железной дороги с первого разбивочного колышка. Но мало кто знает их по именам, хотя они могли бы многое рассказать, много интересного не только в контексте политической истории, что сейчас модно, но и о быте, о духовном состоянии людей того времени, о технологии, организации осуществления одного из грандиозных проектов нашего времени – строительства приполярной железной магистрали длиной в 1000 километров.
Без сомнения, труд строителей был героическим. Нельзя забывать, что эта магистраль построена силами сотен и тысяч заключённых. Возле посёлка было 6 лагерей, а в районе с десяток.
Для инженеров старой школы эстетика в архитектуре была обязательна. Как уютен и хорош вокзал станции, как красив больничный городок и первоначальный комплекс зданий вагонного депо из красного кирпича, этот кирпич был высокого качества и изготовлялся руками двадцатилетних девушек, заключённых на Вычегодском кирпичном заводе. Директором, главным инженером, техноруком завода одновременно, а так же доброй старой матерью игуменьей и защитницей тысяч несчастных девиц была также заключённая инженер-керамик Агнесса Ефимовна Ванштейн.
1950 год явился исторической датой в жизни посёлка. Во всенародный праздник выборы в местные советы депутатов трудящихся 17 декабря 1950 года избиратели посёлка Вычегодский дружно проголосовали за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, и избрали депутатов поселкового совета. Посёлок получил свой выборный орган управления. В 1949 году Указом президиума Верховного Совета РСФСР, населённый пункт при железнодорожной станции Сольвычегодск был официально отнесён к категории рабочих посёлков с присвоением наименования Вычегодский и передача в административное подчинение Котласскому городскому Совету народных депутатов.
В 1950 году был закончен и сдан больничный городок. Жители посёлка получили красивые по внешнему виду и снабжённые санитарно-техническим оборудованием (канализацией, водопроводом, горячей водой и центральным отоплением) лечебные учреждения.
В этом же году было построено большое количество 4-х квартирных домов по улице Ленина и начато строительство каменного общежития по улице Ленина (бывшее общежитие паровозников, а затем там размещался интернат школы №4).
За период с 1950 по 1954 годы возник и обстроился посёлок машинистов, построен мост через ручей Берёзовый, баня, строительный клуб, 4 магазина, каменные жилые дома, трое детских яслей, хлебозавод, овощехранилище, вагонное депо, электростанция, цех шлакоблочных изделий, столовая-ресторан и другое.
В посёлке Вычегодский первая школа была открыта в 1945 году для обслуживания детей строителей. Это была начальная школа. В ней насчитывалось не более 30 человек. Два учителя вели по 2 класса. Эта школа занимала помещение 2-х квартирного дома по улице Крупской.
В начале 1946 года начальная школа была реорганизована в семилетнюю школу. Число учащихся в семилетней школе было 200 человек. Школа занимала здание по улице Крупской дом №4.
В 1947 году семилетняя школа переименована в среднюю. Число учащихся быстро росло и это школьное здание не вмещало полностью всех детей школьного возраста.
В 1952 году весной строители закладывают новое здание школы на 280 человек. Крайняя необходимость в размещении учащихся посёлка требовала ускоренных темпов строительства. Строительство нового учебного здания было закончено к началу учебного года. 5 ноября 1952 года была открыта в посёлке вторая семилетняя школа, а затем восьмилетняя, теперь средняя школа №75.
В 1966-67 годах в посёлке работают 2 средние школы, одна восьмилетняя и школа рабочей молодёжи (ШРМ). Ещё одна, наверное, лучшая из всех, школа в посёлке открыта в апреле 1961 года и ей присваивается имя Ю.А.Гагарина, - это школа №4. Расположена она на улице Ульянова.
В 1952 году закончилось строительство Дома культуры. Построено четыре двенадцатиквартирных каменных дома, детский сад, проведён капитальный ремонт дороги, тротуаров, заборов. Заложен пионерский сад около школы №91, открыты хозяйственный и мебельный магазины, проведена дорога в индивидуальный посёлок, водопровод, мост через железнодорожные пути.
В последующие 10 лет в Вычегодском строится ещё 14 домов, два магазина, аптека, школа №4, разбито 6 скверов. Построены два квартала жилых домов в сторону города Котласа, детский комбинат «Семицветик» на 140 мест, комбинат бытового обслуживания. Затем строится детский комбинат «Колокольчик», птицефабрика и новые жилые дома.
Во всех железнодорожных предприятиях используется новая техника, более совершенное оборудование, внедряются передовые методы труда и ценные инициативы. Из года в год растёт объём строительно-монтажных работ в СМП-222. Построены новые предприятия, значительно растёт новый материальный и культурный уровень развития жизни населения.
Путевое развитие станции Сольвычегодск сначала состояло из 5 приёмоотправочных и 6 сортировочных путей. Стрелочные переводы проводились вручную, запирались на висячие замки, освещались при помощи керосиновых ламп. Составы поездов списывались и составлялись вручную. Освещение территории было слабое, работали с керосиновыми фонарями.
В настоящее время станция Сольвычегодск получила сильное путевое развитие: 5 парков, освещение, радиофицирование, внедрена полная централизация стрелок и сигналов (всё переводится и включается автоматически), работает пневмопочта, пневнообдувка. Полностью изменена технология технической конторы, где внедрён новый метод списывания поездов за счёт применения магнитофонной связи между технической конторой и входными постами. Внедрена телеграфная информация по телетайпу о подходе поездов, что даёт возможность организации предварительного планирования отправления поездов, информирование клиентуры о прибытии в их адрес вагонов по выгрузке.
Посёлок рос, строился, развивалась сама станция Сольвычегодск, цех подъёмки тепловозного депо, птицефабрика на 226 тысяч кур, строился корпус ПДМ, ГПТУ на 720 учащихся и завод крупнопанельного домостроения с цехом керамзит, дома со встроенными помещениями сберкассы, парикмахерской, сберкассы, фотографии, комплексный приёмный пункт, детская городская библиотека, три детских сада на 520 мест.
Птицефабрика «Сольвычегодская» начала свою производственную деятельность в январе 1975 года. Проектная мощность птицефабрики 266 тысяч кур-несушек или 68 миллионов яиц в год. А в 1978 году валовое производство яиц составило уже 85 миллионов штук в год, мяса – 13200 центнеров. По результатам работы за 1977 год птицефабрика была награждена переходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.
Важное место жизни посёлка имеет медицинское обслуживание населения. Если в 1948 году амбулатория размещалась в трёхкомнатной квартире четырёхквартирного дома по улице Ленина, 6, то уже в 1956 году была построена больница, главный корпус, инфекционный корпус, пищевой блок больницы, где развёрнуты терапевтическое отделение, детское отделение, хирургическое и инфекционное отделения.
В 1967 году была открыта молочная кухня на 1000 порций.
В 1962 году развёрнута поликлиника на 250 посещений в день.
В 1973 году открывается зубопротезная амбулатория.
Значительное развитие в посёлке получили торговое и общественное питание. В посёлке уже к концу 70-х годов имеется 15 продовольственных и промтоварных магазинов, базовая столовая, 10 её филиалов.
К 1979 году в посёлке развивалась широкая сеть учреждений культуры и народного образования.
14 февраля 1979 года постановлением министерства обороны СССР в посёлке Вычегодском открыли ГПТУ №4 по строительным профессиям. Училище готовило кадры для базового предприятия Министерства транспортного строительства АО «Севтрансстрой» по профессиям: каменщик, монтажник, электросварщик, столяр (строительный), плотник, крановщик башенных кранов, слесарь-сантехник, штукатур-маляр.
Учебные занятия начались 1 октября. К этому времени были готовы к эксплуатации 2 этажа учебного корпуса и 5 этажей общежития. Учились параллельно со строительством училища, достраивали общественно-бытовой корпус: столовая, актовый зал, библиотека, кабинет администрации. Совместно с училищем были выстроены учебные мастерские в 1981-1982 годах. Помощь в строительстве оказывало СМП-222 в лице начальника Минькова Исаака Абрамовича, который напрямую руководил строительством.
С 1983 года училище стало готовить кадры для Сольвычегодского отделения дороги по специальностям: помощник тепловоза, проводник на ж. д. транспорте, кассир билетный (багажный), приёмосдатчик груза и багажа.
На уровне 80-х училище было современным комплексом, отвечающим требованиям гос. стандартов по подготовке молодых квалифицированных рабочих. Комплекс училища рассчитан на 270 учащихся, в который входят 4-х этажный корпус, 3-х этажные мастерские, пятиэтажное здание общежития на 360 человек и гараж.
В учебном корпусе получают знания по общеобразовательным и гуманитарным дисциплинам в 20-ти учебных кабинетах. Каждый кабинет оборудован учебно-наглядными пособиями.
В общественно-бытовом корпусе расположены спортивный зал, столовая на 120 мест, библиотека, актовый зал. В 1985 году по решению автоинспекции для подготовки автокрановщиков и автомобилистов силами учащихся и работников построили гараж на 6 автомобилей и организовали учебный автодром.
С 1991 года осуществляется конкурсный набор учащихся по профессиям помощник машиниста локомотива, машинист автокрана, проводник на железнодорожном транспорте.
С 1991 года открыта новая профессия – продавец продовольственных товаров, кассир-буфетчик. Для обучения этим профессиям оборудован кабинет и мастерская.
Все названные профессии сложные, требуют основательной теоретической подготовки, поэтому наряду со специальными предметами учащиеся изучают общеобразовательные дисциплины и после окончания получают диплом о получении профессии и среднего образования, который даёт право для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях.
В училище сложился неплохой коллектив работников, костяк которого составляют проработавшие здесь более 20 лет.
В посёлке растут объёмы бытовых услуг и совершенствуются формы бытового обслуживания населения. К услугам населения швейная мастерская, сапожная мастерская, мастерская по ремонту радио-видео-аппаратуры.
Много посёлку Вычегодскому пришлось пережить за последние годы. Всего хватало: плохого и хорошего, сокращались рабочие места, закрывались предприятия. Но в посёлке жили и живут замечательные люди, и наш Вычегодский живёт самостоятельной жизнью. Восстанавливаются и появляются новые предприятия, приезжают новые люди, продолжается строительство новых домов. И вот уже 65 лет будет отмечать посёлок Вычегодский, а это значит, что история его продолжается.
|